Студии звукозаписи или какого черта все так дорого?

В представлении большинства современных людей, студия звукозаписи это такое помещение с громоздким микшерным пультом, огромной стеклянной перегородкой между двумя или больше комнатами и горами непонятного оборудования... А в представлении современного андеграундного хип-хоп исполнителя, это ноутбук с usb микрофоном и хорошими наушниками.

И то, и другое функционально является студией. И то, и другое может осуществлять коммерческую деятельность в области звукозаписи и производства фонограмм. Так в чем между ними разница и стоит ли за нее переплачивать?

Домашние студии.
Впервые оборудование, пригодное для "домашней" звукозаписи, начало появляться в семидесятые годы. Теперь музыканты могли записывать музыку и работать с новыми идеями в более непринуждённой обстановке, могли делать пробные записи, не оглядываясь на потраченное время, и т.п. "Домашнее" оборудование также позволяло музыкантам работать тогда, когда они чувствовали для этого вдохновение, а не тогда, когда позволяло расписание работы студии.
Филип Ньюэлл "Маленькие студии для великих записей"
Recording home studio
Домашняя студия, как правило, располагается прямо в жилых помещениях, иногда под нее выделена отдельная комната в доме. Обычно, оборудованы такие студии необходимым минимумом: компьютером, мониторами, наушниками, звуковой картой. Иногда есть вокальный микрофон, еще реже присутствует специальная вокальная кабина.

Подобные студии редко создаются как коммерческие и, как правило, служат, в первую очередь, для работы отдельного музыканта. В домашних студиях пишут демо, фиксируют идеи для будущих песен, пишут аранжировки. Тут не встретить запись живых ударных или струнных групп, все максимально камерно.

В домашней студии качество и технические характеристики уступают ведущее место удобству и оперативности работы, а так же квалификационной доступности. Тем не менее, можно отлично записать демо, провести трекинг инструментов (при наличии хорошего звукозаписывающего тракта и прямых рук), провести монтажные работы, делать речевые записи, такие как аудио-объявления, аудио-книги и подкасты.

Иногда такие студии все-таки оказывают коммерческие услуги и основным их преимуществом оказывается цена. Отсутствие аренды и налогов, пиратский софт и плагины (в России особенно) позволяют держать приятный для музыкантов, низкий ценник. Пожалуй, это все преимущества, если это не студия "для себя".

Минусов же очень много.

Прежде всего это, как правило, плохая акустика помещений и, как следствие, - некачественный мониторинг. Даже если в студии прекрасные мониторы, отражения комнаты сделают свое дело. Из спальни хорошей студии не сделать. Такова физика. Подробнее можно узнать из литературы по архитектурной акустик.

Во-вторых, пиратский софт. С одной стороны, это всегда риск критической ошибки в проекте. И если с вами такого не случалось, повезло. Я же лично терял коммерческие проекты из-за ошибок в файле проекта. С другой стороны (и это еще страшнее) доступность пиратского софта отучает звукорежиссеров домашних студий управлять плагинами и глубоко понимать процесс. Зачем думать, что и как ты делаешь, если можно просто найти подходящую VST-шку с подходящим пресетом.

В-третьих, вы не можете работать допоздна. Вы же в чьем-то доме! Да, можно работать в наушниках и писать бас гитару в линию, но что делать, если уже полночь, а тебе кровь из носа надо прописать скрим? Прямо вот последний дубль последнего припева?

В общем, домашние студии хороши, но как личные творчески пространства. Нести свои деньги туда надо с особой осторожностью.

Project-студии.
В середине 1960-х годов, когда я только начинал работать в индустрии звукозаписи, мне несколько по-иному виделась ее эволюция. Тогда казалось, что индустрия будет развиваться в направлении большей профессионализации, а оказалось, что со временем стали преобладать так называемые "project-студии".
Филип Ньюэлл "Маленькие студии для великих записей"
project studio
Проект-студии - уже профессиональные, но с узкой специализацией. Они создаются для какого-то конкретного проекта (что отражено в названии): альбома, артиста, интернет шоу, кинофильма и т.д. Техническое и программное оснащение подбираются исходя из особенностей артиста, группы или даже организации, для которой они проектируются. В итоге студия может идеально подходить для записи хип-хоп, но абсолютно не подходить для создания метал альбома или записи скрипичного квартета.

Большая часть современных студий звукозаписи - это именно такие студии. Они производят подавляющее большинство музыкального материала и зачастую выдают отличное качество. Если, конечно, используются по назначению.

В студиях подобного класса, обычно, одна тон камера. Как правило, она построена по принципу переменной акустики, чтобы можно было получить несколько акустических пространств на меньшей площади. Часто студии комплектуются "вокальной кабиной". Однако следует помнить, что маленький объем плохо влияет на качество записанного вокала, даже если внутри все покрыто "акустическим" поролоном. Собственный резонанс объема воздуха неизменно добавляет в звук "коробочности".

К существенным минусам проект-студий можно отнести минимальное количество задействованного персонала. В итоге совокупный опыт гораздо меньше, чем в индастриал студиях.

Наша студия относится как раз к этому классу. Большая тон камера с переменной акустикой, широкий микрофонный парк, четыре различных по звучанию ламповых гитарных усилителя, несколько акустических кабинетов определяют наше основное направление - запись и сведение "живой" музыки.

Однако, несколько вещей позволяют нам выделиться.

Прежде всего, это персонал. В команде SG Records работает два профессиональных звукорежиссера и звукооператор. Это позволяет распределять работы согласно квалификации, делиться опытом внутри команды, а так же всегда иметь "контрольные" уши. Кроме того, это сокращает сроки выполнения работ, поскольку несколько инженеров могут работать параллельно над различными этапами музыкального производства. В конце концов, намеченные сроки релиза не перенесутся, потому что единственный инженер заболел или уехал в командировку!

Во-вторых, техническое оснащение. На данный момент оборудование позволяет записывать до 16 каналов в отличном качестве! То есть можно не только качественно и многогранно записать барабанную установку, но и всю групп целиком!

И, наконец, большой опыт и широкие партнерские связи позволяют не оглядываться на оборудование студии. Мы всегда можем арендовать необходимую барабанную установку, гитарный усилитель или редкий микрофон, необходимый именно для вашего звучания! И ручаюсь, что это будет в итоге выгоднее, нежели искать студию, полностью отвечающую вашим требованиям, но находящуюся в неудобном месте или вообще в другом городе.

Индастриал-студии.
Действительно, профессиональные студии стали чем-то вроде элитного эшелона, а во многих странах (в т.ч. и некоторых странах Европы) их вообще нет. На этих студиях накоплены огромные знания и опыт, и возможно они работают сейчас даже лучше, чем когда бы то ни было, но в наши дни они производят только незначительную часть коммерческих записей по сравнению с тем огромным количеством, которые они производили двадцать лет назад. Если бы хоть часть этих знаний и опыта смогли просочиться в менее развитые секторы индустрии, которые сейчас составляют её основу, она была бы намного более продуктивной, но с течением времени шансов на это всё меньше и меньше.
Филип Ньюэлл "Маленькие студии для великих записей"
Индастриал-студия - как раз то, что представляют себе большинство. Включают в себя тон-камеру (а зачастую несколько), контрольную комнату, комнаты ожидания и отдыха артистов, отдельные аппаратные для шумного оборудования и т.д.

Тон камеры - помещения, где непосредственно располагаются источники звука (вокалисты, барабаны, гитарные кабинеты), - могут иметь различные акустические характеристики, более подходящие для записи тех или иных инструментов, нежели других.

Это самые комерциализированые студии, которые выполняют полный цикл работ музыкального производства: запись, монтаж, сведение, мастеринг. Индастриал-студии, как правило, имеют больший по сравнению с остальными парк доступного оборудования, такого как микрофоны, гитарные и басовые усилители, кабинеты, барабанные установки.

На подобных студиях редко работает один саунд-инженер, зачастую их несколько, они разной квалификации и выполняют различные задачи. Это позволяет индастриал-студиям не только работать с различными жанрами, но и производить работы в более сжатый срок. Большие площади позволяют записывать как отдельных музыкантов, так и их группы. Именно тут доступны такие виды работ, как запись рок-группы целиком, запись хоров, оркестров. Да и сказку голосом мамы тоже могут записать.

По большому счету у индастриал-студий один недостаток: стоимость услуг.

Мастеринг-студии.
Мастеринг требует полностью "другой головы", чем сведение. Однажды у меня была ассистентка, которая была отличным инженером по сведению и которая хотела попробовать себя в мастеринге. Я оставил ее одну эквализировать рок-альбом. По истечении трех часов она еще работала над снэром, который был недостаточно хорош! Но, когда я прогуливался по комнате, то мог слышать, что что-то было не то с вокалом. Это дает нам первый принцип мастеринга: каждое действие затрагивает все.
Боб Кац "Секреты мастеринг инженера"
Мастеринг-студии стоят как бы особняком от остальных студий, поскольку занимаются исключительно подготовкой музыкальных релизов к публикации, учитывая особенности различных аудио-носилей, а так же индустриальных стандартов теле- и радио-вещания. Работа таких студий начинается уже после этапа производства, когда внесение существенных изменений в музыкальный материал уже невозможно. Специфика такова, что мастеринг не может поправить плохого сведения, поскольку работает с уже готовыми стерео или многоканальными (5,1 и 7,1) треками.

Но не стоит недооценивать возможности мастеринг-инженера. В его арсенале помимо традиционных лимитеров и максимайзеров, множество многоголосных сатураторов, эксайтеров, динамических эквалайзеров, - всего того, что не только сделает микс громче, но и позволит этому самому миксу не развалиться после "накачки".

Выбор мастеринг-студии чрезвычайно важен. Тут как ни где важен в первую очередь опыт. Мастеринг может напрочь загубить отличный релиз, либо напротив, скрасить негативные стороны несовершенного материала.


Подпишись!
Получай уведомления о новых статьях и видео по
e-mail уже сейчас!