SG Records
Семь смертных грехов при записи альбома.
Самые распространенные ошибки при записи лонг-плея.
Рано или поздно, но до молодой группы приходит осознание того, что надо записать альбом. Обычно после пары синглов или ЕР. Вопрос, какой формат релизов лучше, оставим для следующего раза. Сейчас же отметим, что запись полноформатника - совершенно иной уровень работы и творческого напряжения. Однако, некоторые грабли могут так сильно ударить по вам, что альбом может так и не покинуть студии, либо существенно удорожить продакшен.

Грех 1. Приходить с неподготовленными инструментами.

В идеале, перед записью альбома необходимо дружно завалиться в ближайшую мастерскую и привести свои инструменты в порядок. На что необходимо обратить самое пристальное внимание:

  1. Электроника. Входы, выходы, темброблоки гитар, межпедальные патчи, лампы в усилителе, - все то, что лежит в сигнальном тракте до оборудования студии.
  2. Помехи и фоновые шумы. Если фонят инструменты - заэкранировать и правильно распаять, если шум от питания - подобрать подходящие блоки питания или закупиться батарейками.
  3. Инструменты должны строить! По всем ладам! Допустимые отклонения от чистого тона любой уважающий себя мастер знает. Если в одноголосых инструментах еще можно как то положиться на современные технологии, то перегруженные гитары с партиями из сложных аккордов практически невозможно выправить. Кстати, не только гитары и басы нуждаются в отстройке. Некоторые аналоговые синтезаторы весьма чувствительны к состоянию компонентов и могут слегка не строить, например, из-за вздутого конденсатора.

Грех 2. Не готовиться к записи.

Это прописная истина, которая приводит к очень неприятным последствиям. Очень часто человек просто не может сыграть четко и эмоционально одновременно. Красная кнопка к этому не располагает. Но гораздо проще вытащить при исполнении эмоции, если вопрос исполнительской техники закрыт еще до прихода на студию. Не подготовка к записи приводит к затягиванию процесса записи, а иногда и нулевым сессиям.

Просто представьте, как одним нажатием кнопки удаляется 6 часов работы, за которые вы к тому же заплатили. А все почему? Потому что кто то поленился поиграть пару часиков под метроном и отработать сложные моменты!

Грех 3. Не договориться о технических особенностях.

Не самый очевидный, но экономящий кучу времени момент. Особенно при работе в нескольких студиях.

Прежде всего необходимо договориться о размере и темпе, который будет использоваться в проектах. Причем, если темп устанавливается довольно жестко, то размер может не совпадать с фактическим, а варьироваться исходя из вопросов удобства музыкантов.

Еще необходимо условиться о параметрах исходных записей. То есть какова частота дискретизации и битовая глубина. При этом необходимо учитывать технические возможности студии, которая будет впоследствии сводить материал. Конечно, пересчитать материал не составляет труда, но во-первых, вы затратите лишнее время на студии, во-вторых накопите немного лишних ошибок при передискретизации исходников. Лично мы рекомендуем использовать исходники в 48 или 96 кГц при 24 битах. Если сомневаетесь в возможностях студии, пишитесь в 48 кГц.

Грех 4. Работать без саунд-продюссера.

Это человек, который скажет, что песня должна звучать именно так, будет направлять артистов в нужное русло, будет раскрывать идею музыкантов и переводить ее на язык, понятный саунд-инженеру. Его работа - максимально раскрыть потенциал песни.

Продюссером может быть как внешний специалист, так и участник группы. Желательно самый опытный и с безукоризненным музыкальным вкусом. Крайне не рекомендуем устраивать в данном вопросе демократию. Каждый из музыкантов, как правило, мало того, что имеет собственные представления о музыкальном идеале, так еще и является небольшим эгоистом. В результате каждый будет отстаивать собственные представления об идеальном звучании собственного инструмента без оглядки на общую картинку, а на выходе мы получим набор круто звучащих семплов, а не круто звучащую песню.

Грех 5. Растягивать запись во времени.

Есть такое мало освещаемое в музыкальных кругах явление как фокус внимания. Но это чертовски важная штука! Когда вы сконцентрированы на какой-то одной, задаче мозг постоянно думает об этом в фоновом режиме. Идеи возникают сами собой!

Если же вы пишете одну ЕР по два года, этот фокус рассеивается и результативность снижается.

Еще одна причина не затягивать запись альбома - снижение времени на подготовку студии. То есть, если вы в течение двух дней записываете барабаны к восьми песням на альбоме, вы тратите примерно час-два на настройку барабанов и выставление микрофонов. Если вы пишете по одному треку, вы тратите минимум по часу перед каждой записью. То же самое с гитарами и даже с вокалом.

Вероятность того, что вы забудете переписать какой-то не слишком удачный дубль, либо убрать неудачные эксперименты также выше, если работать с большими перерывами.

Грех 6. Записываться без демо.

Правда не ловко выяснить уже после дорогостоящей записи, что какая-то партия элементарно не лезет в контекст этой музыки? Когда приходится прерывать и откладывать работу над песней, думать какая партитура там необходима?

Таких проблем, по крайней мере в самых грубых формах, можно избежать элементарной демо-записью. Можно даже не заморачиваться с многоканальной, а просто записать песню на диктофон прямо на репетиции! Задача подобного демо - послушать музыку со стороны. Возможно, провести бета-тестирование на ваших потенциальных слушателях, взять обратный отзыв. Реакция людей может подкинуть вам пару ценных идей как по форме, так и по аранжировке.

Грех 7. Записываться без технической дорожки.

Ее так же иногда называют рыбой. Почему? - так исторически сложилось.
Это черновая запись инструмента прямо в проект для того, что бы понимать где какая часть в произведении. С рыбой удобнее разметить проект, удобнее писать первые партии. Помните, что вы привыкли слышать песню в полном составе и барабанщик, например, может элементарно потеряться в тактах наедине с метрономом.

Потратьте на техническую дорожку 15 минут, в итоге вы можете сэкономить себе пару часов на навигации и потерях музыкантов в структуре произведения.


Подпишись!
Получай уведомления о новых статьях и видео по
e-mail уже сейчас!